Старшие группы: Солнышко

5—7 лет

Педагоги группы


Особенности занятий в группе

Тяжёлые нарушения речи (ТНР) - это стойкие специфические отклонения в формировании всех компонентов речи (грамматического и лексического строя, звукопроизношения, фонематических процессов, связной речи, просодической стороны речи и т.д.).

Диагноз «тяжелое нарушение речи» ставится на основании заключения ПМПК - психолого-медико-педагогической комиссии.

Основная задача логопедического воздействия на детей с ТНР - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.

Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с недостатками речи включает ежедневное проведение подгрупповых, фронтальных и индивидуальных занятий. Работа над устранением тяжелых нарушений речи всегда проводится комплексно, т.е. с привлечением сразу нескольких специалистов. В коррекционном процессе участвует логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог-психолог, инструктор по физической культуре.

Первый год обучения (старшая группа) предусматривает три периода, каждый из которых имеет свою продолжительность, отличается задачами, содержанием и объемом усваиваемого материала. Эти этапы в то же время взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание обучения на каждом из предшествующих этапов подготавливает детей к прохождению нового, более сложного материала.

После двухнедельного обследования логопед приступает к фронтальным, ежедневным индивидуальным и подгрупповым занятиям.

Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа работы, которая учитывает конкретное расстройство и его специфику. С дошкольниками проводятся специальные дидактические и речевые игры, логоритмические упражнения и другие занятия, которые способствуют общему укреплению здоровья, развитию мелкой и общей моторики, которая непосредственно влияет на речевую функцию.

Для детей с ТНР в старшей группе предусмотрены следующие виды занятий:

  • формирование лексико-грамматических средств языка

  • связная речь

  • формирование звукопроизношения

Продолжительность фронтальных и подгрупповых коррекционных занятий: для детей до 6 лет - не более 25 мин.

На индивидуальных занятиях коррекционная работа ведется по развитию фонематического слуха, который подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения, постановке речевого дыхания, на развитие подвижности органов артикуляции, формирование правильных артикуляционных укладов, формирование слоговой структуры слов, постановка звуков, последующая их автоматизация и дифференциация.

На занятиях детей учат слышать звук в ряду других звуков, слышать слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие звука в слове, подбирать слова на заданный звук. Учат детей умению выделять ударный гласный в начале слова, запоминать и воспроизводить сочетания из 2-3 гласных звуков (ауи), определять количество произнесенных звуков и их последовательность (какой звук по порядку: первый, второй или третий?). У детей формируют умение делить слова на слоги, проводить специальную работу по звуковому анализу. В процессе занятия логопед пользуется терминами «звук-слог-слово».

Подгрупповые занятия

Логопедические занятия подразделяются на два типа: занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи. При формировании лексико-грамматических средств языка детей учат вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщенное значение слова, выбирать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации. Формируют умение выделять части предмета. Предметный лексический материал связан с изучением предметов, окружающих детей. На основе понимания признаков предметов они учатся их группировать в практической деятельности.

Уточняют значение существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Особое внимание обращают на точное понимание смысла предложений, включающих слова, сходные по своему звуковому составу, но разные по значению. В процессе усвоения предметного словаря продолжается знакомство детей с различными способами словообразования. Знакомят детей со словами-антонимами.

Работа по развитию связной речи ведется по следующим направлениям: обучение составлению пересказа и описательного рассказа с использованием мнемотаблиц, придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок.

Учитывая возрастные особенности детей и необходимость формирования у них неречевых процессов, на логопедических занятиях широко используются игровые моменты, разнообразные упражнения на развитие внимания и памяти.

Второй год обучения (подготовительная группа) предусматривает также три периода. В подготовительной к школе группе предусмотрены следующие виды занятий:

формирование лексико-грамматических средств

связная речь

формирование звукопроизношения

подготовка к обучению грамоте и подготовке руки к письму

Продолжительность фронтальных и подгрупповых коррекционных занятий: для детей до 7 лет - не более 30 мин.

Содержание логопедической работы на втором году обучения нацелено на дальнейшее развитие связной речи детей (диалогической и монологической). Для решения этой задачи продолжается уточнение и расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, практическое овладение сложными формами словоизменения и способами словообразования. На логопедических занятиях предусматривается последовательная работа над словом, предложением и связной речью, совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

Развитие слухового внимания, сознательного восприятия речи, смысловых и звуковых дифференцировок является необходимым условием успешного обучения.

При проведении коррекционно-воспитательной работы логопед и воспитатель опираются на непосредственный опыт детей и предметно-практическую деятельность, что позволяет обеспечить комплексный характер обучения. В процессе решения названных задач особое внимание уделяется самостоятельности и произвольности речи.

Формирование произношения осуществляется на индивидуальных (подгрупповых) и фронтальных занятиях. Одновременно осуществляется обучение грамоте. Коррекционное обучение по данному разделу имеет следующие задачи:

  • сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте;

  • научить детей чтению и письму.

Обучение грамоте проводится на материале звуков, предварительно отработанных в произношении. В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками, формами звуко-речевого анализа и обучением чтению и письму.

В течение всего года максимальное внимание уделяется автоматизации и дифференциации поставленных звуков в самостоятельной речи. Одновременно детей учат делить слова на слоги, используя в качестве наглядной опоры схемы, состоящие из ранее отработанных звуков. Логопед проводит специальную работу по звуковому анализу. Навык складывания и чтения слогов и слов закрепляется ежедневно воспитателем в вечернее время. Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами соревнования. Дети учатся по количеству хлопков придумывать слово, по заданному слогу придумать целое слово, добавить недостающий слог, чтобы получилось двух-, трехсложное слово, отобрать картинки, в названии которых имеется 1, 2, 3 слога. По мере знакомства с буквами эти слоги выписываются детьми в схему слова.

На протяжении всего коррекционного обучения вся работа сочетается с развитием четкости речи и устранением затруднений в воспроизведении слов, сложных по слоговому составу и звуконаполняемости.

Включаются специальные упражнения, направленные на развитие выразительности речи.

Родители, у которых растет ребенок с тяжелой речевой патологией, не должны ограждать его от общения со сверстниками, имеющими нормальную речь. Важно всячески поддерживать интерес ребенка к речевому общению, помогая ему в осуществлении такого стремления. Родители обязательно должны включаться в процесс развития речи своего ребенка. Важно соблюдать режим дня и рациональное питание, особое внимание уделяется правильному чередованию сна и бодрствования, поддержанию благоприятной обстановки внутри семьи. Прогноз коррекции во многом зависит от конкретного нарушения и его тяжести, поэтому каждый случай индивидуален.

Обучающая программа

Образовательная программа дошкольного образования МКДОУ Селиванихинский детский сад комбинированного вида

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи МКДОУ Селиванихинский детский сад комбинированного вида

Парциальная программа нравственно-патриотического воспитания для детей от 2 до 7 лет «Наш Красноярский край»

Парциальная программа познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста «Грамотей по имени Тико»

«Наш Красноярский край»

Занятия проводятся воспитателями группы 2 раза в месяц в рамках реализации регионального компонента части образовательной программы МКДОУ, формируемой участниками образовательных отношений.

«Грамотей по имени Тико»

Занятия проводятся воспитателями группы 1 раз в неделю в рамках реализации части образовательной программы МКДОУ, формируемой участниками образовательных отношений.

Новости и события

Все новости и события

Распорядок дня и меню

Мы составили для ваших детей удобное расписание занятий и отдыха
Изучить нормативные документы
Расписание
Примерное расписание на день
Меню десятидневное цикличное
Примерное меню на день

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie