Чему обучают ребёнка в детском саду
Цель Программы определена в соответствии с п. 14.1 ФОП ДО: разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Задачи Программы определены с п. 14.2 ФОП ДО:
- обеспечение единых для Российской Федерации содержания дошкольного образования (далее - ДО) и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
- создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
- достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Образовательная программа дошкольного образования МКДОУ Селиванихинский детский сад комбинированного вида (далее Программа) обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по пяти образовательным областям:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты) готовности к школе.
Цель Программы определена в соответствии с п. 10.1 ФАОП ДО: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР), индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Задачи Программы определены в соответствии с п. 10.2 ФАОП ДО:
- реализация содержания Программы;
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ (ТНР);
- охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ (ТНР), в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ (ТНР) в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ (ТНР) как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ (ТНР), развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ (ТНР);
- обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ (ТНР);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного, и начального общего образования.
Адаптированная образовательная программа для детей ТНР (тяжелые нарушения речи) реализуется через пять образовательных областей
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Цель Программы определена в соответствии с п. 10.1 ФАОП ДО: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР), индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Задачи Программы определены в соответствии с п. 10.2 ФАОП ДО:
- реализация содержания Программы;
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ (ЗПР);
- охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ (ЗПР), в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ (ЗПР) в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ (ЗПР) как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми; объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ (ЗПР), развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ (ЗПР);
- обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ (ЗПР);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания нравственно-патриотических качеств у дошкольника. В соответствии с приказом Минобрнауки России от 17.10.13г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» в содержание образовательной программы дошкольного учреждения входит образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Содержание данной области направлено на усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.
Содержанием регионального компонента в Красноярском крае в сфере образования является патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание традиционно считается одним из основных путей формирования личности. В понятие «патриотическое воспитание» заложено формирование человека с определенными духовно-нравственными ориентирами.
Концепция развития патриотического воспитания в Красноярском крае (№ 95-уг от 04.04.2022) ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России и определяет подходы к развитию целостной государственной системы патриотического воспитания в Красноярском крае.
Целями развития патриотического воспитания в Красноярском крае являются:
-
формирование у граждан патриотического сознания и патриотических ценностей, уважения к культурному, историческому, боевому прошлому России и Красноярского края, традициям, государственным символам Красноярского края, готовности к служению Российской Федерации, её защите, добросовестному выполнению гражданского, профессионального и воинского долга;
-
укрепление чувства сопричастности граждан к истории, культуре и природе России и Красноярского края, осознания неразрывности с ними, ответственности за их будущее.
ФГОС рассматривает учет регионального компонента как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живешь.
Обобщение теоретического материала в области педагогики формирования патриотизма и анализ передовой педагогической практики позволил разработать парциальную образовательную программу нравственно-патриотического воспитания детей от 2-х до 7 лет «Наш Красноярский край».
Основными направлениями деятельности ДОУ по реализации Программы является ознакомление дошкольников с природными, культурными, социальными и экономическими особенностями Красноярского края.
Целью Программы является развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе знакомства с историей, культурой и природой родного края.
Задачи:
Обучающие:
-
углубить и уточнить представление о Сибири через знакомство с родным краем;
-
расширить представления о крае, истории возникновения нашего края, его освоении;
-
формировать у детей элементарные представления о том, что место, где мы живем, называется краем, его характерные особенности, знакомство с гербом Минусинского района и родного края;
-
учить чувствовать и понимать природу родного края, устанавливать взаимосвязь живой природы нашего края от условий жизни;
-
формировать знания о коренном населении, их образе жизни, традициях;
-
осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного района, села Селиваниха и края;
-
формировать у детей знания о редких животных нашего края. Знакомить с Красной книгой.
Развивающие:
-
развивать у детей эмоциональное состояние, гордость за родные места, желание украшать и охранять свой край, гордиться его красотой. Дать понять детям, что уникальность и красота нашего края зависят от нас самих;
-
развивать интерес к событиям, происходящим в крае, районе и селе;
-
развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу;
-
развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки.
Воспитательные:
-
воспитывать чувство гордости за свой район, свой край, и его уникальные богатства;
-
воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь;
-
воспитывать у детей культуру труда и этику общения;
-
воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Конструирование в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской деятельности, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательской, творческой деятельности, технического творчества, развития конструктивного мышления.
Введение и реализация ФГОС ДО требует от педагогов организации инновационной развивающей среды, применения новых нетрадиционных форм работы с детьми. В этом смысле конструктивно-модельная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать обучение, воспитание и развитие детей в игре, более того посредством образовательных конструкторов значительно можно разнообразить предметную среду и сделать ее развивающей.
В соответствии с Концепцией развития дошкольного образования в Красноярском крае на период 2022-2025 в детском саду должны быть обеспечены условия для развития у детей технических способностей и навыков изобретательства, логического и пространственного мышления, креативности, расширения технического кругозора в сочетании с познавательной инициативой, социальными навыками взаимодействия, произвольностью психических процессов – эти и другие характеристики развития детей дошкольного возраста могут рассматриваться как результат системной деятельности по освоению начал технического образования.
Технология работы с конструктором ТИКО предполагает развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования объектов окружающего мира. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Целью Программы является развитие конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста, через применение технологии ТИКО-моделирования.
Задачи:
обучающие
-
совершенствовать представления о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах;
-
совершенствовать навыки конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;
развивающие
-
расширять представления об окружающем мире;
-
развивать психические процессы;
-
формировать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
-
развивать сенсомоторные процессы (глазомер, точность руки) через деятельностный подход;
-
создать условия для творческой самореализации, мотивации на успех и достижения на основе предметно-преобразующей деятельности.
воспитательные
-
поддерживать интерес детей к совместной интеллектуальной деятельности, проявляя настойчивость, целеустремлённость и взаимопомощь;
-
способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки.